Мария Владимировна – Государыня или общественная деятельница?

К 60-летию Главы Императорского Дома

0
6363
Время на чтение 10 минут

Княгиня Мария ВладимировнаСегодня, 23 декабря, свое 60-летие отмечает княгиня Мария Владимировна Романова - глава Российского Императорского Дома. В представлении читателям Мария Владимировна не нуждается - имя ее всем хорошо известно. Однако статус ее, равно как и отношение наших современников к нему, остаются спорными и неоднозначными. Для одних она лишь видная российская общественная деятельница, для других - Великая княгиня, для третьих - местоблюстительница Российского престола или даже «Государыня Императрица».

Родилась Мария Владимировна 23 декабря 1953 года в Мадриде, в семье князя Владимира Кирилловича (1917-1992), носившего титул главы Российского Императорского Дома в изгнании и княжны Леониды Георгиевны Багратион-Мухранской (1914-2010). Дедом ее был Великий князь Кирилл Владимирович (1876-1938), провозгласивший себя в 1924 году «императором», а прадедом - Великий князь Владимир Александрович, приходившийся третьим сыном Государю Александру II и младшим братом Царю-Миротворцу Александру III.

Окончив Оксфордский университет, Мария Владимировна некоторое время жила во Франции, затем - в Испании. В 1989 году князь Владимир Александрович провозгласил свою дочь наследницей Российского престола, а в 1992 году после смерти отца, Мария Владимировна издала «Манифест о принятии Главенства в Российском Императорском Доме», одновременно объявив своего сына от брака с принцем Прусским Францем-Вильгельмом (в период пребывания в Православии - Михаилом Павловичем) - Георгия Михайловича - наследником-цесаревичем.

Сегодня Мария Владимировна пользуется титулом Великой княгини и именует себя главой Российского Императорского Дома. Однако далеко не все монархисты признают правомерность этих титулов. Согласно точке зрения т.н. «легитимистов» (т.е. сторонников строгой законности в вопросе престолонаследия), Мария Владимировна согласно закону Российской Империи о престолонаследии и Учреждению об Императорской фамилии, после смерти своего отца унаследовала право на престол и на главенство в Российском Императорском Доме.

Великий князь Владимир Александрович с супругой великой княгиней Марией ПавловнойОднако противники этой точки зрения приводят целый ряд возражений. Во-первых, отмечают они, дед Марии Владимировны Великий князь Кирилл не мог претендовать на Российский престол хотя бы уже потому, что его мать - Великая княгиня Мария Павловна - урожденная Мария Александрина Элизабета Элеонора, герцогиня Мекленбург-Шверинская - после замужества отказалась переходить в Православие из лютеранства и присоединилась к Православной Церкви только в 1908 году, когда ее сыну было уже 32 года. Между тем, как следует из 185-й статьи Основных Законов Российской Империи: «Брак мужеского лица Императорского Дома, могущего иметь право на наследование Престола, с особой другой веры совершается не иначе, как по восприятии ею православного исповедания». Впрочем, здесь надо учесть и другое - во-первых, брак этот все же был разрешен лично Императором Александром III, а во-вторых, как доказывал видный правовед и историк М.В.Зызыкин, ребенок, рожденный от такого брака не теряет согласно законам права на наследование Престола в принципе, но очередь его отодвигается в самый конец - после всех возможных кандидатов, воспитанных православными родителями. Но вместе с тем, справедливо отмечал Зызыкин, если иностранная невеста «до брака не приняла Православия, то тем самым она не показала готовности внутренно и культурно слиться с принявшей ее страной и поэтому не может предполагаться в роли надлежащей воспитательницы лиц, могущих наследовать Престол в соответствии с их священной задачей... Та же мысль относится к жениху: если он не добился перехода своей невесты в Православие, то следовательно, он индифферентен к вопросам веры, что недопустимо для лица, принимающего священный сан Царя; значит он дело личной жизни поставил выше безраздельной готовности принадлежать идее, служить выразителем национально-религиозных идеалов своего народа». Поэтому, считали и считают многие, решившись на брак с неправославной Великий князь Владимир Александрович тем самым «подписал» отречение как за себя, так и за свое потомство.

Великий князь Кирилл Владимирович и Виктория ФедоровнаВо-вторых, противники претензий потомков Кирилла Владимировича на престол указывают на обстоятельства женитьбы Великого князя. Дело в том, что в 1900 г. Великий князь увлекся своей двоюродной сестрой (урожденной принцессой Саксен-Кобургской Викторией-Мелитой), к тому же бывшей замужем за родным братом Императрицы Александры Федоровны. Роман этот привел в 1901 г. к разводу Виктории-Мелиты с супругом, и как не предостерегал Император Николай II своего родственника против этого увлечения - скандального как с точки зрения тогдашних этических норм, так и противного церковным установлениям, исключающим брак между двоюродными братьями и сестрами - в 1905 г. Кирилл Владимирович все-таки женился на своей двоюродной сестре, оформив свой брак в Германии. Таким образом, если отец его был женат лишь на неправославной, то сам Кирилл Владимирович, нарушив волю Государя, взял себе в жены не только неправославную, но и разведенную женщину, приходившуюся ему близкой родственницей. Естественно, что брак этот не был признан Государем - Кирилл Владимирович был уволен со службы, лишен всех наград и должен был 48 часов покинуть Россию. В резолюции Императора от 15 января 1907 г. было четко сказано: «Признать брак Вел. Кн. Кирилла Владимировича я не могу. Великий Князь и могущее произойти от него потомство лишаются прав на престолонаследие».

Но и тут все оказывается не так однозначно - под давлением родственников, «снисходя к просьбе Любезного Дяди Нашего, Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича», Император Николай II спустя почти два года все-таки признал этот брак, восстановив Кирилла Владимировича вместе с супругой (принявшей в 1907 г. Православие) в качестве членов Императорского Дома. Но речь в этом царском решении шла не о восстановлении в правах на Престол, а лишь о праве «именовать супругу Вел. Кн. Кирилла Великою Княгинею» и их дочь Марию «признавать Княжною крови Императорской». Таким образом, признание факта брака и титулование супруги Кирилла Владимировича Великой Княгиней еще не означало признания их прав на Престол. Однако сторонники Кирилла Владимировича толкуют это иначе. По их мнению, законы Российской Империи не предусматривали отстранение от прав на престолонаследие кого-либо из членов Императорского Дома, а сделанное в  1907 г. признание Царем брака Великого князя, устраняло  причину, согласно которой могло бы быть устранено от престолонаследия его потомство. После Высочайшего прощения, все высказанное Императором по этому поводу ранее потеряло всякую силу, утверждают легитимисты.

Великий князь Кирилл ВладимировичВ-третьих, существует еще одно возражение, связанное с поведением Великого князя Кирилла в 1917 году. Общеизвестным является факт, что накануне революции Кирилл Владимирович принадлежал к т.н. «великокняжеской фронде», а 1 марта 1917 г., еще до отречения Императора Николая II от престола, вместо того, чтобы противодействовать революции, Великий князь в нарушение присяги привел подчиненный ему Гвардейский экипаж в распоряжение мятежной Государственной думы, заявив о том, что он с вверенным ему экипажем «вполне присоединились к новому правительству». Как сообщает дворцовый комендант генерал В.Н.Воейков, «Великий князь Кирилл Владимирович, с царскими вензелями на погонах и красным бантом на плече, явился 1 марта в 4 часа 15 минут дня в Государственную Думу, где отрапортовал председателю Думы М.В.Родзянко: "Имею честь явиться вашему высокопревосходительству. Я нахожусь в вашем распоряжении, как и весь народ. Я желаю блага России", - причем заявил, что Гвардейский экипаж в полном распоряжении Государственной Думы». А генерал П.А.Половцов утверждал: «Появление Великого Князя под красным флагом было понято как отказ Императорской Фамилии от борьбы за свои прерогативы и как признание факта революции. (...) А неделю спустя это впечатление было еще усилено появлением в печати интервью с великим князем Кириллом Владимировичем... кончавшееся заявлением, что Великий князь "доволен быть свободным гражданином и что над его дворцом развевается красный флаг"». «Кирилл ошалел, я думаю: он ходил к Думе с Экип[ажем] и стоит за них...», - писала 2 марта 1917 года Императрица Александра Федоровна Государю Николаю II. Таким образом, трудно трактовать поведение Кирилла Владимировича в эти дни иначе как государственную измену...

Великий князь Кирилл ВладимировичВ-четвертых, далеко не всей русской монархической эмиграцией было принято самопровозглашение Кириллом Владимировичем сначала местоблюстителем (1922), а затем и Императором Всероссийским (1924).  «...А посему Я, Старший в Роде Царском, единственный Законный Правопреемник Российского Императорского Престола, принимаю принадлежащий Мне непререкаемо титул Императора Всероссийского... Сына Моего, Князя Владимира Кирилловича, провозглашаю Наследником Престола с присвоением Ему титула Великого Князя, Наследника и Цесаревича... Обещаю и клянусь свято блюсти Веру Православную и Российские Основные Законы о Престолонаследии...», - заявлял Великий князь. Решение это вызвало возмущение как у вдовствующей Императрицы Марии Федоровны - супруги Императора Александра III и матери Государя Николая II, так и у большинства членов Императорского Дома. А удивительная «гибкость» «Императора Кирилла I», позволявшая ему говорить то о совмещении монархического правления с американской моделью государственного устройства, то - с системой Советов; сотрудничать и с Ватиканом, и с масонами, популярности его в кругах монархической эмиграции также не способствовала.

Но в 1938-1939 гг. многое изменилось и «кирилловская» ветвь была признана легитимной основной массой политической эмиграции. Произошло это с одной стороны в связи с тем, что после смерти в 1929 г. Великого князя Николая Николаевича первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) признал Кирилла Владимировича наследником царской власти, исходя из принципа первородства по мужской линии, а с другой - в связи с тем, что после смерти в 1938 г. самого «Императора Кирилла I», митрополит Анастасий (Грибановский), возглавивший РПЦЗ после митрополита Антония, заявил о своем признании Владимира Кирилловича Главой Императорского Дома. А то обстоятельство, что Владимир Кириллович в отличие от своего отца не был повинен в событиях 1917 года и к тому же воздержался от принятия титула Императора, облегчило для многих это признание.

Владимир Кириллович и Леонида ГеоргиевнаВ-пятых, противники кирилловской ветви указывают на то, что с формальной точки зрения нельзя признать титулование Владимира Кирилловича Великим князем (не говоря уже о его наследниках) законным. Ведь согласно поправкам, внесенным в Закон о Престолонаследии Государем Александром III, право на этот титул имеют лишь дети и внуки Императоров, в то время как правнуки получают лишь титул Князя императорской крови. Таким образом, именование Владимира Кирилловича и его дочери Марии Владимировны Великим князем и Великой княгинею, равнозначно признанию Кирилла Владимировича законным Императором, ибо только в этом случае они могут титуловаться подобным образом.

В-шестых, много вопросов вызвала женитьба Владимира Кирилловича на разведенной княгини Леониде Георгиевне Багратион-Мухранской, воспринятый противниками этого союза как «скандальный» и неравнородный (избранница была дочерью уездного предводителя дворянства), а значит, также не дающий прав на престолонаследие, произведенному от него потомству. Поэтому далеко не все признали законным решение Владимира Кирилловича провозгласить свою дочь Марию «блюстительницей Российского Императорского Престола» и Главой Императорского Дома.

Мария Владимировна с с принцем Прусским Францем-ВильгельмомИ последнее возражение, которое довольно часто приходится слышать: нет абсолютно никаких оснований считать мужа Марии Владимировны принца Франца Вильгельма Прусского и их сына Великими князьями, поскольку титул традиционно передается от мужа к жене, а никак не наоборот. Кроме того, согласно Основным законам и укоренившейся традиции, сын Марии Владимировны Георгий Михайлович принадлежит скорее не к российской Императорской фамилии, а к династии Гогенцоллернов. А поскольку брак этот вскоре распался и бывший супруг Марии Владимировны из Православия снова перешел в лютеранство, право Георгия Михайловича считаться «наследником Российского Престола» для многих стало выглядеть еще более сомнительным.

Мария Владимировна и Георгий МихайловичОднако монархистами-легитимистами, считающими себя «носителями подлинной православной монархической традиции», Мария Владимировна рассматривается как местоблюстительница Российского Престола и де-юре императрица, а ее сын Георгий -  как единственный законный престолонаследник. По их мнению, именно Императорский Дом в нынешнем его виде «олицетворяет собой ту мощную монархическую традицию, которая выковывалась в России тысячу лет». Упор при этом делается на то, что, во-первых, Мария Владимировна и Георгий Михайлович сегодня представляют самых близких родственников последнего Императора, а значит, согласно клятве, данной русским народом на Земском Соборе 1613 г. на верность Дому Романовых и Закону о престолонаследии, изданном Государем Павлом I (1797) - являются единственно легитимными представителями династии, а во-вторых, что Закон о престолонаследии не допускает, чтобы Императорский престол оставался праздным после установления смерти Самодержца, а значит - наиболее близкий по родству член Императорского Дома  «автоматически» вступает на престол со дня кончины Императора.

В связи с этим, как отмечается в одной из программных публикаций монархистов-легитимистов, они, «согласно Закону Российской Империи о Престолонаследии, Учреждению о Императорской Фамилии и Династических Актов от 1924, 1938, 1969, 1976, 1981, 1989, 1992 и 1998 годов, призывают всех Русских людей сплотиться вокруг Главы Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Марии Владимировны и верно служить Ей, яко дарованной от Бога природной Государыне, законной Императрице Всероссийской».

Не признавая за княгиней Марией Владимировной титулов Государыни и Великой княгини, «Русская народная линия» вместе с тем отдает ей дань уважения как представительнице славного Дома Романовых, высоко оценивает ее общественную деятельность и вместе с Русской Православной Церковью чтит ее как главу Российского Императорского Дома. Мы искренне поздравляем Марию Владимировну с 60-летием и желаем ей крепкого здоровья, помощи Божией и долгих лет жизни.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

320. Re: Мария Владимировна – Государыня или общественная деятельница?

Где,кроме Молдавской Приднестровской республики вообще признан Императорский дом? http://goo.gl/zsYNMu Даже какое-нибудь ООО нельзя организовать без пакета документов. КАК был провозглашен ИД? Это все на словах? Кто и по каким законам его признал\? Понятно, что Закатову легко утверждать, что его во всем мире признают и почитают. А конкретно?Где,кем, на основании каких законов и решений? Всуде 2010 года были такие соображения "Владимир Соловьев обратил внимание суда на важное обстоятельство: “В следственные органы, а затем и в суд Лукьяновым Г.Ю. не было представлено данных, подтверждающих факт того, что Романова Мария Владимировна является главой Российского императорского дома. Согласно Конституции РФ, другим законодательным актам России, существование такого института гражданского общества, как Российский императорский дом, не существует. Российский императорский дом также не зарегистрирован как государственная или общественная организация ни в одной из стран мира. По мнению представителей “Ассоциации Дома Романовых”, включающей несколько десятков потомков российских императоров, и высказанному в обращении князя Николая Романовича Романова 1 августа 1997 года, Мария Владимировна Романова не может считаться главой Российского императорского дома, а ее сын, принц Георг Прусский никак не может являться “наследником российского престола”. По нашему мнению, использование в суде неподтвержденного документально самоназвания “Глава Российского ИМПЕРАТОРСКОГО Дома Ее ИМПЕРАТОРСКОЕ Высочество Государыня Великая Княгиня”, делающего акцент на несуществующих социальных привилегиях и грубо нарушающих Конституцию, недопустимо”." А ведь это верно? Одно дело, когда президент или Патриарх поздравляют или приветствуют, называя лицо, как оно само преставилось, другое дело - суд. и вот, перед лицом закона все как-то по-другому выглядит...
Lucia / 12.01.2014, 10:39

319. Ответ на 311., Голева Т:

Оспаривать династическую приеемственность их высочеств не вижу смысла, поскольку вопрос с их престолонаследием был давно решен Законом Российской Империи и как известно, не в их пользу Не подскажете, каким именно Законом?

А что вообще такое Императорский Дом? Как его определить?
Lucia / 12.01.2014, 09:57

318. Ответ на 272., Метафора:

Да ведь костей Вам все равно не жалко.

Вы уже и фамилию мне придумали - Костоглотов. Вообще-то, это Вам русских не жалко. Вы их всех пересажали и в сталинских лагерях на "кости" перевели. А кто выжил, тот "не уцелел в отрицательной сталинской селекции" и стал совком-недочеловеком. Вам их не жалко. Вы же второй Савченко. Ваша картинная перебранка с ним вполне соответствует русской пословице: милые бранятся - только тешатся. В Вас правды нет, а значит и "монархия" Ваша не лучше савченковской.

317. Ответ на 115., Закатов:

Какими СОВЕРЕМЕННЫМИ законами подтверждаются установления Церкви? Никакими. Но каноническое право сохраняет свою полную силу.

Восторг. Этот человек, в простоте обзывающий всех несогласных с ним всевозможными бранными словами, теперь еще и посягнул на конституционно-правовой статус Церкви. Дожили.
Lucia / 10.01.2014, 16:53

316. Ответ на 314., РодЕлена:

[QUOTE Подождем когда перестанут баловаться? Набалуются эти, начнут баловаться их дети. Время - лекарь, конечно, но не при демократии.Царь вылечит. И тебя вылечит, и меня вылечит, всех вылечит от баловства.Это лучшее лечение. Намного хуже лечат демократы - взрывами.

Будем надеяться и верить.
Lucia / 09.01.2014, 18:49

315. 313 Метафора

Мне кажется, здесь существенно только одно - мы должны все понять, что нам нужен монарх и молить Господа дать нам его. Потому что, как ни печально, здесь патриарх прав - мы разучились уважать. Представим, что царь станет наводить порядок. Вот крику-то сразу будет! Это ведь только на словах граждане даже на Сталина согласны. А на деле все очень избалованные. Подождем когда перестанут баловаться? Набалуются эти, начнут баловаться их дети. Время - лекарь, конечно, но не при демократии. Царь вылечит. И тебя вылечит, и меня вылечит, всех вылечит от баловства. Это лучшее лечение. Намного хуже лечат демократы - взрывами.
РодЕлена / 09.01.2014, 16:05

314. Ответ на 312., РодЕлена:

Это и понятно: народ никогда не управлял волей Патриархов. Царь управлял. Патриарху Никону, например, это не понравилось. Он сам хотел управлять Царем. Потому и пошел раскол - от цареборческого бунта, неподчинения Помазаннику Божьему.Царь Петр I отменил патриаршество с формулировкой "Поелику в одном лице гордыня неимоверная пребывать может..."Царь Николай II хотел восстановить патриаршество, предложив стать Патриархом. Но не восстановил, сами знаете, почему.А теперь в репортаже Рождественской службы из Собора Христа Спасителя слышим, что "Патриарх - икона Бога на земле, проводник воли Бога и сам Христос среди нас". Мы знаем, что "Христос" в переводе - "Помазанник Божий", и теперь Патриарх - вместо Царя.А Вы цитируете, чтобы дать надежду или чтобы отнять ее? Я что-то не все стала понимать :)))

Мне кажется, здесь существенно только одно - мы должны все понять, что нам нужен монарх и молить Господа дать нам его. Потому что, как ни печально, здесь патриарх прав - мы разучились уважать. Представим, что царь станет наводить порядок. Вот крику-то сразу будет! Это ведь только на словах граждане даже на Сталина согласны. А на деле все очень избалованные.
Lucia / 09.01.2014, 13:12

313. 310 Метафоре

Это и понятно: народ никогда не управлял волей Патриархов. Царь управлял. Патриарху Никону, например, это не понравилось. Он сам хотел управлять Царем. Потому и пошел раскол - от цареборческого бунта, неподчинения Помазаннику Божьему. Царь Петр I отменил патриаршество с формулировкой "Поелику в одном лице гордыня неимоверная пребывать может..." Царь Николай II хотел восстановить патриаршество, предложив стать Патриархом. Но не восстановил, сами знаете, почему. А теперь в репортаже Рождественской службы из Собора Христа Спасителя слышим, что "Патриарх - икона Бога на земле, проводник воли Бога и сам Христос среди нас". Мы знаем, что "Христос" в переводе - "Помазанник Божий", и теперь Патриарх - вместо Царя. А Вы цитируете, чтобы дать надежду или чтобы отнять ее? Я что-то не все стала понимать :)))
РодЕлена / 09.01.2014, 05:15

312. Ответ на 309., Олег В:

Оспаривать династическую приеемственность их высочеств не вижу смысла, поскольку вопрос с их престолонаследием был давно решен Законом Российской Империи и как известно, не в их пользу

Не подскажете, каким именно Законом?
Голева Т / 09.01.2014, 00:24

311. Ответ на 307., Голева Т:

На Афоне недавно одному монаху было видение: скала над пропастью , на скале - корабль. На корабле надпись: Россия.На корабле паника, крики.И вдруг в мгновение ока корабль оказался НА ВОДЕ. И ПОПЛЫЛ.Монах спросил у афонских старцев, как отнестись к этому видению - как к прелести или как к истинному. -Как к истинному, - сказали старцы. (мне рассказали это в апреле 2013, на Благовещение))

Благодарю Вас! Будем уповать на чудо, если Господу будет угодно его нам явить. Вот несколько интересных выдержек из речей патриарха Кирилла, произнесенных в разное время. "Нужно сказать, что среди Романовых не было ни одного святого, кроме последнего Царя, который был прославлен в лике святых не как государственный деятель, не как полководец, не как политический лидер, а как страстотерпец. Поэтому, говоря о династии Романовых, мы не должны забывать и о том общекультурном фоне, на котором развивалась их деятельность. И вот в этом общекультурном фоне не все было благополучно. Мы знаем, какие тлетворные влияния оказывались на жизнь нашего народа в XVIII веке – несомненно, при попустительстве тех же Государей, которые сами оказывались увлеченными духом этого времени. Были проблемы и в веке XIX. " ""Каждая форма правления должна соответствовать нравственному состоянию общества. Если мы с вами создадим сегодня монархию, то в монарха полетят помидоры так же, как и в любого другого правителя. Мы не остановимся перед критикой монарха, перед протестами против монарха и даже против разрушения монархии, если он не даст нам чего-то из того, что мы хотим получить", - сказал митрополит, отвечая на вопрос участников "круглого стола" в рамках выставки "Православная Русь" "Нам нужно менять свою жизнь, жизнь своих детей и внуков, - сказал он. - Мы должны воспитывать наш народ и снова его нравственно поднимать. И если в какой-то момент наш народ скажет: "Мы готовы, чтобы у нас был помазанник Божий", - тогда перекрестимся и изберем такого Помазанника"." "а легитимны ли претензии, как Вы говорите, отпрысков Романовых на Российский Престол? Хотел бы сразу сказать, что никаких претензий не существует… Но в лице Великой Княгини Марии Владимировны и ее сына Георгия сохраняется преемственность Романовых — уже не на Российском Императорском Престоле, а просто в истории."
Lucia / 08.01.2014, 13:55
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 03:01
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00